Оксана Григорьевна – целый мир чувств, раздумий, воспоминаний,
постоянно живущий в моей душе.

Ирина Дудченко.

30.09.1975 г. Оксана Григорьевна Холодная. Фото И. Дудченко.

Душевное богатство и щедрость, удивительная деликатность и несгибаемая воля, бескомпромиссность, необыкновенное терпение и всепобеждающая доброта. И главное: безграничный восторг перед таинственным миром Прекрасного в искусстве, желание и умение вдохнуть в своих учеников живительный огонь познания и неустанного поиска, без которого немыслим настоящий художник – таким видится нам образ Оксаны Григорьевны через долгие годы. У меня и, думаю, у всех нас – ощущение ее постоянного присутствия рядом с теми, которые беззаветно ее любили, и которых любила и воспитала ОНА.

Мы горды тем, что имеем право называть себя учениками Оксаны Григорьевны Холодной, и я хочу, чтобы и наши ученики с гордостью причислили бы себя к этой школе.

Лучезарный талант

Памяти моих педагогов,
профессора Евгения Михайловича Сливака (1899–1969)
и его ассистента Оксаны Григорьевны Холодной (1915–1984),
посвящаются эти страницы.

Я поступила в Киевскую консерваторию на фортепианный факультет в 1954 году.

Мне необычайно повезло: я была зачислена в класс известного профессора Евгения Михайловича Сливака.

Ассистентом его с 1951 года была Оксана Григорьевна Холодная, c отличием закончившая Московскую консерваторию по классу профессора Александра Борисовича Гольденвейзера и аспирантуру в классе проф. Генриха Густавовича Нейгауза.

Эстетические и педагогические взгляды обоих музыкантов полностью совпадали, что способствовало успеху их студентов. Прекрасный пианист, Евгений Михайлович Сливак уделял большое внимание вопросам культуры звука на рояле: он должен быть красивым, полным, но без форсировки, тембрально разнообразным, с тонкой нюансировкой и великолепной педализацией.

Именно за красоту, благородство звучания как отображение благородства души и за хороший вкус ценил его Г.Г. Нейгауз. Отмечала это в своих воспоминаниях Оксана Григорьевна.

Проф. Генрих Густавович Нейгауз и Оксана Григорьевна Холодная, г. Киев, 1963 г. Фото Л. Левита.

Ко времени моей учебы в Киевской консерватории Евгений Михайлович Сливак, в прошлом прекрасный пианист, уже не играл, поэтому все аккомпанементы фортепианных концертов исполняла Оксана Григорьевна. Репертуар был большой и разнообразный. Играть в ансамбле с Оксаной Григорьевной было сплошное удовольствие: рояль у нее звучал красочно, выразительно, выявляя особенности оркестровой партитуры, многообразие динамического плана и стройность целого. Пленяла ее необычайная чуткость к солисту, коего она никогда не заслоняла, с кем вела диалог, и солист-исполнитель добивался по мере возможности гармоничного звучания двух инструментов. Никогда никакой форсировки, звучание рояля полно выразительности и тембральной красоты.

Развить творческую фантазию студента, научить его умению общаться с публикой на эстраде, заражая слушателей своим исполнением – эти задачи постепенно решались и результаты претворялись в жизнь, что приветствовалось моими педагогами.

Помню, как на зимнем экзамене на IV курсе я играла II и III части концерта Ф. Шопена e-moll. Вдруг, совершенно неожиданно для себя самой, в III части я взяла гораздо более быстрый темп, чем обычно играла в классе. Оксана Григорьевна, чуткий и деликатный музыкант и мой партнер, не стала меня тормозить. Всю III часть концерта без «происшествий» я отыграла в едином, новом темпе. Когда я сошла со сцены, то вдруг совершенно ясно поняла, что за содеянное меня ожидает «расплата». К моему великому удивлению, этого не произошло: Евгений Михайлович, мягко улыбаясь, отметил: «Молодец, справились!» Я получила отличную оценку. Значит, экзаменационная комиссия прониклась моим молодым задором и радостным ощущением жизни, значит, исполнение было убедительным! Я испытала истинное наслаждение от чудесной, поэтичной музыки и от ансамблевого выступления с таким изумительным музыкантом-художником, как Оксана Григорьевна.

На протяжении всей моей жизни встречи с Оксаной Григорьевной приносили мне радость и укрепляли душу. Свет и тепло исходили от всего ее существа. Она обладала удивительной притягательной силой. Невысокого роста, изящная, деликатная и доброжелательная, она пленяла своей чарующей доброй улыбкой и лучистыми глазами. Время было не властно над ее внешностью, только мягкая, темная, волнистая прядь волос надо лбом к концу жизни стала серебристо-седой. Аристократизм, интеллигентность были присущи этому удивительному человеку. С Оксаной Григорьевной можно было общаться на любые темы, и вскоре, после моей мамы, она стала для меня самым родным и близким человеком. Оксана Григорьевна обладала необыкновенной способностью творить добро. И каждый из нас испытал это в своей судьбе. Сфера приложения этого душевного богатства и щедрости сердечной могла быть самой разнообразной.

В своих оценках и взглядах Оксана Григорьевна была принципиальна и бескомпромиссна. Она никогда не лицемерила, но никогда и не злословила. Ее мнением дорожили многие люди, обращались к ней за советом и просили дать профессиональную консультацию, и в этом Оксана Григорьевна никогда никому не отказывала.

Помню, когда я еще была на ІІ курсе, во время моего урока с Оксаной Григорьевной открылась дверь и в класс вошла молодая, красивая, высокая женщина. С улыбкой на лице она обратилась к Оксане Григорьевне: «Окса, у меня скоро концертное выступление, я должна тебе предварительно поиграть», и тут же они договорились о встрече. Это была Радa Остаповна Лысенко, с которой в одно и то же время Оксана Григорьевна училась в аспирантуре у Генриха Густавовича Нейгауза.

Евгений Михайлович и Оксана Григорьевна, посвятившие всю свою жизнь воспитанию юных дарований, обладали феноменальными способностями слышать потенциальные возможности еще совсем маленького ребенка. И эти свои способности они полностью peализовывали, работая с талантливыми детьми музыкальной десятилетки им. Н.В. Лысенко.

Урок с Оксаной Григорьевной – это всегда праздник, это вдохновенная импровизация, увлекающая и обогащающая тебя. Это непредсказуемо прекрасное творчество, полет фантазии и вдохновения. Она обычно прослушивала произведение целиком, давала положительную оценку, а потом начиналась кропотливая, тщательная работа над точностью прочтения музыкального текста и способами его воплощения на рояле. Я очень любила этот бесконечный процесс познания и совершенствования. Иногда за целый урок мы успевали поработать над 1-2 страницами произведений: Л. Бетховен, Соната № 17, 30, 32, вариации, Р. Шуман, Концерт, Ф. Шопен, Баллада № 1 g-moll, А. Скрябин, Соната № 2, Карл Метнер, Соната «Воспоминание», «Картинки» и др.

При этом Оксана Григорьевна никогда не впадала в менторский тон. Это было общение людей, влюбленных в музыку, из которых один был слишком молод и неопытен, чтобы выразить свое видение в совершенной интерпретации.

На всех этапах это была работа над красотой и благородством фортепианного звука при всем разнообразии стилей и форм, точностью интонирования и ритмической организации, выработка туше и т.д.

Оксана Григорьевна учила нас слушать музыку и слышать ее воплощение в игре исполнителя, особенно научиться слышать самого себя.

На Государственном экзамене в 1959 году председателем Государственной комиссии был профессор Ленинградской консерватории Анатолий Никодимович Дмитриев, необыкновенный эрудит, теоретик и пианист. В промежутке между экзаменами он проводил бесподобные, потрясающие мастер-классы. Я помню, как он рассказывал о драматургии оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама», иллюстрировал свои мысли музыкальными цитатами из оперы, сыгранными наизусть в совершенной фортепианной форме. Очень интересно и умно, без тени рисовки.

В состав комиссии входили корифеи Киевской консерватории: заведующий кафедрой фортепианного факультета профессор Константин Николаевич Михайлов, профессор Евгений Михайлович Сливак, профессор Арнольд Анатольевич Янкелевич и почитаемый киевлянами профессор Владимир Владимирович Нильсен, специально приехавший на наш госэкзамен из Ленинграда, так как у него заканчивали консерваторию две выпускницы – Людмила Цвирко и Людмила Бланк. Программа была у меня интересная и включала в себя три крупные формы: Л. Бетховен, Соната № 30, А. Скрябин, Соната-фантазия № 2 и Ф. Лист, Концерт Esdur № 1. Сначала я очень волновалась, но постепенно увлеклась исполнением. Мощная энергия, блеск в сочетании с нежнейшей лирикой и прозрачностью – эти контрасты захватывали и вдохновляли. А рядом за роялем играла Оксана Григорьевна, и это единение очень помогало.

По окончании выступления зал разразился аплодисментами, что было совершенно неожиданно и ново, так как по протоколу во время экзаменационных выступлений аплодисменты не полагались.

Проф. В.В. Нильсен.

Оксана Григорьевна сияла, я получила оценку «пять с плюсом», и комиссия отобрала меня участвовать в концерте лучших выпускников музыкальных вузов Украины. К исполнению был назначен концерт №1 Ференца Листа. Это было мое последнее, радостное выступление с Оксаной Григорьевной.

 

Я закончила консерваторию с красным дипломом. Евгений Михайлович меня поздравил. В 1962 году Евгений Михайлович ушел на пенсию. Оксана Григорьевна проработала ассистентом 11 лет, а после этого – педагогом на кафедре специального фортепиано. В 1969 году ей было присвено звание доцента.

***

Вступив на самостоятельный путь, работая концертмейстером на вокальном факультете Киевской консерватории, я неоднократно приходила к Оксане Григорьевне на консультации, приглашала ее на свои публичные выступления с наиболее яркими моими студентами-вокалистами. Присутствие Оксаны Григорьевны и ее отзывы были для меня очень дороги.

Один из таких тематических концертов педагогов консерватории состоялся 12 марта 1981 года в Малом зале консерватории. Программа включала в себя произведения советских композиторов. В І отделении я выступала с Василием Макойниковым (класс заслуженного артиста Грузинской ССР, доцента Георгия Петровича Маргиева), который готовился к конкурсу им. Н.В. Лысенко. Ныне Василий Макойников – заслуженный артист Украины, солист Киевского театра оперетты.

Ирина Марковна Дудченко,
концертмейстер Киевской
консерватории
им. П.И. Чайковского.

Во втором отделении пела Любовь Кузьменко (выпускница класса нар. артистки Украины Л.Д. Лобановой), обладательница роскошного голоса и яркого музыкально-драматического таланта. Ныне она заслуженная артистка Украины, солистка Киевского театра оперетты, доцент Киевского Национального университета культуры и искусств. Ее программа: С. Василенко. «Жницы», слова Я. Полонского; Юлий Мейтус. «Красная ромашка», стихи Мусы Джалиля; М. Таривердиев. «Я думала, что ты мне враг», стихи Беллы Ахмадулиной. Н. Дремлюга. «Так? Ні?», слова Лады Ревы.

Выступали с воодушевлением и волнением перед таким музыкантом как Оксана Григорьевна. После концерта на полях программки нашего концерта она написала: «Спасибо за чудесную музыку. Будьте всегда такими и будьте счастливы своим талантом!» Эти слова я берегу как святыню всю свою жизнь.

Я глубоко благодарна своим педагогам – профессору Е.М. Сливаку и Оксане Григорьевне Холодной за те знания, которые я получила, за радость общения с ними. Память о наших любимых учителях помогает нам жить и созидать.

***

Концерт памяти проф. фортепианного факультета Киевской консерватории Е.М. Сливака, 29.09.1983 г. У портрета Евгения Михайловича – несколько поколений выпускников его класса. Справа – Оксана Григорьевна, рядом Д.Р. Юделевич и М. Карафинка, четвертая слева – Наталья Григорьевна.

Осенью 1983 г. Киевская консерватория им. П.И. Чайковского торжественно отмечала свой 70-летний юбилей. Концерты проходили в Большом и Малом залах консерватории, посвящались выдающимся музыкальным деятелям, профессорам, и музыкантам-солистам нашей Alma mater.

Один из таких концертов состоялся 29 сентября 1983 г. в Малом зале и был посвящен памяти почитаемого проф. Е. М. Сливака. Зал был полон, через много лет встретились несколько поколений выпускников класса Евгения Михайловича. Возле сцены в застекленных витринах разместили интереснейшие фотографии из его личного архива.

В начале вечера со своими воспоминаниями выступали коллеги и ученики Евгения Михайловича. Мне тоже довелось вернуться в свою юность. В заключение выступила Оксана Григорьевна Холодная, говорила с большой теплотой и волнением. Я преподнесла ей красивейшие сиреневые хризантемы. Зал дружно аплодировал.

Затем состоялся концерт учеников Евгения Михайловича, ставших к этому времени высокопрофессиональными музыкантами, педагогами консерватории и музыкальной десятилетки им. Н.В. Лысенко.

Звучала бессмертная музыка:

  • Л. Бетховен. Соната № 23 Appassionata, исп. Д.Р. Юделевич;
  • С. Рахманинов. Прелюдии, исп. Ия Сергеевна Царевич;
  • Ф. Шуберт. Соната для 4-х рук, исп. фортепианный дуэт Кира Ивановна Шамаева и Людмила Ефимовна Головко.

Я выступила со своими вокалистами класса народной артистки Украины Лилии Даниловны Лобановой. Пели хорошо – Татьяна Безбах и Людмила Войнаровская, ныне засл. артистки Украины.

С ней мы исполнили драматическую балладу Л. Бетховена «Лесной царь», стихи И. Гете.

Портрет Евгения Михайловича на сцене утопал в цветах, которые возлагали его ученики. По окончании вечера мы сфотографировались на сцене рядом с портретом нашего профессора. Снимок сделал доцент фортепианного факультета И.М. Рябов моим фотоаппаратом.

***

Проф. Евгений Михайлович
Сливак.

В марте 1984 г. я обратилась с просьбой к Оксане Григорьевне прослушать наш дуэт с моей студенткой Оксаной Яремой-Кровицкой (класс народной артистки Украины Л.Д. Лобановой). Мы готовили для записи на радио чудесный цикл Н.А. Римского-Корсакова «Весной», стихи А. Толстого. Зная большую загруженность Оксаны Григорьевны, я придумала приурочить прослушивание ко времени ее работы в 45-м классе, а я работала в 51-м. Оба класса находятся на третьем этаже и расположены почти рядом. Когда наша студентка распелась, я пошла в класс к Оксане Григорьевне и попросила ее на короткое время зайти к нам. Выступили мы достойно, несмотря на волнение. Прослушав цикл, Оксана Григорьевна молча тихо вышла из класса и в коридоре сказала мне: «Ты – как Рихтер». Я была совершенно ошеломлена, застыла в неподвижности, а Оксана Григорьевна быстро удалилась в свой класс. Я не смела обратиться к ней за пояснениями.

Много-много лет спустя, прослушав множество записей Святослава Рихтера с выдающимися исполнителями – Ниной Дорлиак, Дитрихом Фишер-Дискау, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Писаренко, Олегом Каганом, Натальей Гутман и другими артистами, мне кажется, что я уразумела смысл сделанного Оксаной Григорьевной сравнения.

Святослав Рихтер в ансамблях – гениальный всеобъемлющий творец музыкального текста. И мы, слушатели, можем восхищаться этим чудом. Это непостижимое тембральное разнообразие звучания рояля. Это полное единение исполнителей в профессиональном и эмоциональном отношении, равенство двух линий развития, то есть совершенная гармония. Очевидно, Оксана Григорьевна уловила в моем скромном исполнении попытки следовать этим постулатам.

Запись на радио нам, к сожалению, сделать не удалось – причиной тому стали проблемы со здоровьем исполнителей…

21 апреля 1984 года нас постигло огромное горе – Оксана Григорьевна Холодная скончалась.

Я совсем осиротела. Лежала больная и лишь молила Бога дать мне сил сыграть Государственный экзамен Оксане Яреме-Кровицкой, назначенный на 11 мая. В такой значимый для нее день я не могла ее подвести, ведь она занималась со мной в Консерватории семь лет. Она очень одаренная, трудолюбивая студентка с красивейшим лирическим сопрано.

Господь внял моим молитвам, и в назначенный день мы с Оксаной вышли на сцену Малого зала Консерватории. Оксана – в длинном светлом концертном платье, красивая и взволнованная. Программа интересная и сложная. Мы выступали с радостным ощущением сиюминутного творчества, включив в программу романс Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье» из цикла «Весной». Выступили отлично.

Во время обсуждения на заседании кафедры вокального факультета член Государственной экзаменационной комиссии, народный артист СССР Дмитрий Михайлович Гнатюк сказал: «Я навіть не знав, що в нашій Консерваторії існує такий чудовий ансамбль виконавців». По оперному классу Оксана исполняла партию Маргариты из оперы Ш. Гуно «Фауст», а партию Фауста – еще один мой выпускник, Василий Макойников (класс засл. артиста Грузинской ССР Г.П. Маргиева). Постановщик и главный режиссер спектакля – нар. артист СССР Дмитрий Михайлович Гнатюк.

Оксана Кровицкая закончила Консерваторию с красным дипломом и уехала домой, во Львов. Там она некоторое время работала во Львовской филармонии. Мы переписывались, и она все тосковала по нашему музыкальному союзу. Я успокаивала ее, говорила, что следует постепенно привыкать к новым пианистам – ведь расставание наше было неизбежным.

Творческая судьба Оксаны сложилась благополучно. Вначале ее пригласили в США с сольной программой, в основном творчески освоенной еще в консерватории. Американская публика приняла ее благосклонно. Через некоторое время она приняла участие в конкурсе оперных певцов им. Дж. Пуччини, где стала победительницей – это дало ей право в течение года бесплатно работать с симфоническим оркестром.

Получив звание Дивы, она затем получила приглашение стать солисткой Нью-йоркского оперного театра (New York City opera), где и пропела двадцать лет, объездив с гастролями множество стран.

В 2004 году Оксана Кровицкая пела в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» в Большом театре в Москве. При подготовке партии Виолетты в опере Д. Верди «Травиата» ей выпало большое творческое счастье – ее консультировала всемирно известная певица Мирелла Френи.

***

В формировании меня как пианиста-концертмейстера важнейшую роль сыграли два фактора. Прежде всего, это учеба в Консерватории в классе Александра Дмитриевича Иноземцева – блистательного пианиста, уникально одаренного, эрудированного музыканта и вдохновенного импровизатора педагогических занятий. Он родился 4 июля 1927 г. в Одессе. В 1945-50 гг. учился в Одесской консерватории по классу фортепиано. Его педагог по специальности – проф. Надежда Владимировна Чегодаева, закончившая в 1915 г. Московскую консерваторию по классу профессора, композитора Александра Скрябина. В 1950 г. Александр Дмитриевич приезжает в Киев и поступает сразу на третий курс дирижерско-симфонического факультета Киевской консерватории в класс проф. Александра Игнатьевича Климова, бывшего в то время ректором консерватории. Одновременно с учебой А.Д. Иноземцев преподает на фортепианном факультете – ведет класс концертмейстерства. В 1971 г. получает звание доцента.

В середине 70-х Александр Дмитриевич переезжает в Одессу, где возглавляет кафедру концертмейстерства Одесской консерватории.

Мне посчастливилось попасть в класс Александра Дмитриевича в 1955 году, когда я была студенткой второго курса.

Внешняя красота сочеталась у Александра Дмитриевича с неисчерпаемым богатством его внутреннего мира. Он обладал мощным творческим потенциалом воздействия на слушателей. В нем сочетались три вида одаренности: блистательный пианизм, красивый и выразительный вокальный голос и дирижерский талант охвата музыкального произведения в целом. Заниматься в его классе было необычайно интересно. Он был молод, энергичен, эмоционален и щедр душой. Формы работы со студентами были разнообразны, требовали внимания, сил, профессиональной подготовки и заинтересованности.

На протяжении всей жизни Александр Дмитриевич остается для меня Маэстро, достойным уважения, восхищения и глубокой благодарности за науку.

Мне хочется теперь назвать мои воспоминания об Александре Дмитриевиче «Гимн таланту!» Самым главным для меня было написать эту исповедь ЕМУ ЖИВОМУ, принесшему нам радость познания неисчерпаемого, прекрасного мира Музыки; ЕМУ, познавшему счастье творчества и затем перенесшему страдания и болезни, прошедшему ужасы Великой Отечественной войны, жаждущему общения, понимания и доброты.

И я получила эту счастливую возможность: я посылала Александру Дмитриевичу в Одессу фрагменты моих воспоминаний, но главным было наше общение по телефону. Я прочитывала очередную порцию (2-3 страницы) своих «писаний». Александр Дмитриевич делал очень точные и меткие реплики и был доволен изложенным мною материалом. Я спрашивала у него разрешения на публикацию некоторых эпизодов, таких, например, как чтение нот с листа в четыре руки. Мы хохотали, вспоминая то далекое время молодости, и Александр Дмитриевич сказал: «Не только можно, но и должно». Он отметил. изысканность литературного стиля и верность изложения принципов концертмейстерского творчества. Сказал: «Молодец, умница!»

Я бесконечно счастлива и горда этой его характеристикой, данной мне моим педагогом, превосходным музыкантом и пианистом. Благодарение Господу, что я успела прочитать Александру Дмитриевичу весь материал. Теперь я спокойна.

Воспоминания – это импровизация, несущая информацию и эмоциональную окраску событий, наблюдений, размышлений. Задача заключается в том, чтобы умело и ненавязчиво соединить эти два момента, сделать повествование естественным и интересным.

4 июля 2008 года я позвонила Александру Дмитриевичу и поздравила его с днем рождения, пожелала здоровья и благополучия. Я рассказала ему, что мои мемуары уже напечатаны в международном научно-художественном журнале «Collegium», в номере 23 за 2008 год, и что я выслала ему экземпляр. Презентация состоялась 24 июня 2008 года на международной конференции «Мова і культура», проходившей в конференц-зале Академии наук Украины. Александр Дмитриевич поблагодарил меня. «Спасибо, ласточка», – выдохнул он. По голосу я поняла, что жизненная энергия покидает его…

Он скончался 11 июля в 23 часа 50 минут.
Вечная ему память, честь и поклонение.

В 2008 году имя А.Д. Иноземцева заняло достойное место в «Українській музичній енциклопедії».

Ирина Дудченко,
12 августа 2008 г., г. Киев

***

Другим важным фактором в становлении моего исполнительского концертмейстерского мастерства стала работа на вокальном факультете Киевской консерватории им. П.И. Чайковского в период с 1967 по 2003 год.

Мне довелось сотрудничать со многими выдающимися артистами Киевского оперного театра и ряда оперных театров союзных республик СССР, передававшими свой опыт молодому поколению: нар. арт. СССР Ларисой Архиповной Руденко, нар. арт. Казахской ССР Ниной Константиновной Куклиной-Враной, нар. арт. Украины Лилией Даниловной Лобановой, нар. арт. Украины Михаилом Ивановичем Шевченко, засл. артистом Грузинской ССР Георгием Петровичем Маргиевым, нар. арт. СССР Анатолием Юрьевичем Мокренко, нар. арт. СССР Гизелой Альбертовной Циполой, нар. арт. Украины, солисткой Украинского радио и Национальной филармонии Украины Ларисой Ивановной Остапенко.

Самым ярким творческим периодом на вокальном факультете Киевской консерватории были 1970-1985 годы, когда вокальную кафедру возглавляла народная артистка СССР Елизавета Ивановна Чавдар. Она была выдающейся личностью в истории нашей украинской культуры. Одаренная голосом фантастической красоты, владея высочайшим техническим мастерством, Е.И. Чавдар в течении 22-х лет (1948–1970 гг.) царила на сцене Киевского оперного театра им. Т.Г. Шевченко. Она исполняла все лирико-колоратурные партии в операх русской, украинской и зарубежной классики. К счастью, записи некоторых из этих спектаклей сохранились в фондах Украинского радио и транслируются ныне на канале «Культура».

Следующие двадцать лет своей жизни Е.И. Чавдар посвятила плодотворной педагогической работе в Киевской консерватории, передавая свои знания и накопленный исполнительский опыт молодому поколению. Ее класс всегда был полон талантливыми девушками. Профессиональный авторитет Елизаветы Ивановны обусловил ее участие в качестве председателя жюри республиканского конкурса им. Н.В. Лысенко и члена жюри во Всесоюзных вокальных конкурсах им. М.И. Глинки и международных конкурсах им. П.И. Чайковского. Многие студенты класса проф. Е.И. Чавдар и других педагогов завоевали лауреатские звания и стали впоследствии солистами оперных театров как у нас в Украине, так и за рубежом. Неугасимая творческая энергия, ум, эрудиция, честность и человеческое обаяние Елизаветы Ивановны получили свое выражение в интенсивной и плодотворной работе вокального факультета, который по успеваемости занял первое место среди других факультетов Киевской консерватории.

Вокальная кафедра проводила массу интересных мероприятий: тематические концерты класса одного педагога, выездные концерты в музеях, посольствах, Колонном зале киевской филармонии и множество других.

Большое внимание уделялось вопросам укрепления дисциплины. На обсуждениях академических концертов и экзаменов должны были присутствовать все члены кафедры: педагоги и концертмейстеры. Кроме обсуждений выступлений студентов всеми педагогами, Елизавета Ивановна давала оценку и выступлениям концертмейстеров. Я неоднократно получала положительные отзывы, что было очень приятно и радостно.

Педагоги и выпускники (1983 г.) вокального факультета Киевской консерватории им. П.И. Чайковского.
Сидят: концертмейстер класса нар. арт. Украины доц. Л.Д. Лобановой И.М. Дудченко, Людмила Войнаровская (класс Л.Д. Лобановой), Ирина Семенова (класс проф. Т.Н. Михайловой).
Стоят (слева направо): засл. артист Украины, режиссер оперной студии Рудольф Михайлович Белицкий, Светлана Катерноза (класс проф. Е.И. Чавдар), заведующая кафедрой нар. арт. СССР, проф. Е. И. Чавдар, концерт. класса Е.И. Чавдар Этери Соломоновна Шпилюк, Татьяна Демидова (класс нар. арт. СССР, доц. Д.И. Петриненко), проф. Татьяна Николаевна Михайлова, преподаватель класса камерного пения Элла Алексеевна Акритова, нар. арт. СССР, доц. Диана Игнатьевна Петриненко. Фото И. Дудченко.

В 70-х годах возникли творческие связи между Киевской консерваторией и Лейпцигской высшей школой музыки и театра им. Ф. Мендельсона, основанной композитором в 1843 году. Между двумя ВУЗами практиковался обмен студенческими группами, состоявшими из исполнителей с разных факультетов. Руководитель группы обычно назначался ректоратом из числа профессорско-преподавательского состава консерватории. В разное время в этихпоездках участвовали и мои студенты – Юлия Нагаева, Людмила Войнаровская (класс доцента Л.Д. Лобановой), Василий Макойников (класс доцента Г.П. Маргиева).

В 1981 г. состоялась совместная постановка оперы Георга Фридриха Генделя «Деидамия».

Группу наших студентов-вокалистов, участников спектакля, отправившихся в Лейпциг, возглавила Е.И. Чавдар, в совершенстве владевшая немецким языком.

В течение месяца в Лейпциге длился репетиционный период, а затем с большим успехом состоялась премьера оперы, в которой пели наши и немецкие студенты.

Вторая премьера с огромным успехом прошла в Киеве, в нашей оперной студии. Все партии исполнялись исключительно студентами консерватории. Зал был переполнен, долго не смолкали овации. Хотя долголетия в Киеве «Деидамия» и не снискала, отдельные арии впоследствии звучали в концертном исполнении.

Работать в классах таких неординарных личностей было интересно и поучительно. Различные типы голосов, разные программы, постоянное расширение репертуара. Ориентироваться надо быстро, исполнять произведения – качественно. Кроме того, на занятиях со студентами концертмейстер ведет и педагогическую работу, помогая им в разучивании и понимании музыкального текста, обучая методам его воплощения доступными учащимся средствами.

Через много лет некоторые из моих воспитанников стали профессиональными артистами, получили почетные звания, работая как в Украине, так и в других союзных республиках бывшего СССР.

Ирина Марковна Дудченко, фото начала 70-х годов.

Выпускницы класса народной артистки Украины, доцента Л.Д. Лобановой:

  • Любовь Ивановна Скоромная (Рябченко), засл. артистка Украины, Национальная филармония Украины;
  • Любовь Ивановна Кузьменко, засл. артистка Украины, Киевский театр оперетты;
  • Тамара Ивановна Пронина, засл. артистка России, Красноярский оперный театр;
  • Юлия Ивановна Нагаева, солистка Рижского музыкальнодраматического театра;
  • Людмила Ивановна Войнаровская, засл. артистка Украины, солистка Национального ансамбля солистов «Киевская камерата»;
  • Оксана Зеноновна Кровицкая (Ярема), солистка Нью-йоркского оперного театра. Класс засл. артиста Грузинской ССР, доцента Г.П. Маргиева:
  • Василий Макойников, засл. артист Украины, солист Киевского театра оперетты; Класс народного артиста СССР А.Ю. Мокренко:
  • Сергей Кондратюк, солист Донецкого оперного театра;

     

  • Игорь Пономаренко, Киевский театр оперы и балета для детей и юношества, солист Познаньской оперы (Польша);
  • Анатолий Кобзарь, засл. артист Украины;
  • Олег Мельниченко, солист Киевского театра оперы и балета для детей и юношества;
  • Леонид Мельниченко, артист хора Национальной оперы Украины им. Т.Г. Шевченко. Класс народной артистки Украины Л.И. Остапенко:
  • Оксана Шкурат, концертная певица, педагог вечерней музыкальной школы им. К. Стеценко, камерный класс;
  • Татьяна Гавриленко, засл. артистка Украины, солистка Национальной хоровой капеллы «Думка».
  • Вадим Солодкий, Олег Чернощеков, солисты Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского.

В канун Дня Победы (7 мая 1975 г.). Участник Великой Отечественной войны, нар. артист Украины, солист Оперного театра Михаил Иванович Шевченко со своими учениками, студентами вокального факультета Киевской
консерватории им. П.И. Чайковского. Слева направо: концертмейстер И.М. Дудченко, студенты Мурат Хемраев (1-й курс) и Владимир Шпаков (2-й курс).

Некоторых из моих будущих артистов в их студенческие годы слышала на консерваторских концертах Оксана Григорьевна Холодная. Она давала высокую оценку нашим ансамблевым выступлениям. Впоследствии я приглашала этих певцов принять участие в вечерах памяти Оксаны Григорьевны. Благодаря человеческой памяти испокон веков существует связь времен. За 34 года со дня кончины О.Г. Холодной ее ученики стали высокопрофессиональными музыкантами, работающими солистами и концертмейстерами в НМА им. П.И. Чайковского, Институте музыки им. Р. Глиэра, Национальной филармонии Украины, им присвоены почетные звания заслуженных и народных артистов Украины. Народный артист Украины, лауреат Национальной премии им. Т.Г. Шевченко Валерий Матюхин, создатель целого коллектива музыкантов «Киевская камерата», пропагандирует украинскую современную и классическую музыку как в Украине, так и за ее пределами.

Мы, ученики О.Г. Холодной, провели в консерватории, музеях, разных концертных залах – Дом актера, Дом ученых – множество вечеров памяти, посвященных нашему любимому педагогу. Прежде всего, это были ежегодные, за редким исключением, концерты в Малом зале консерватории, где коллеги Оксаны Григорьевны делились своими воспоминаниями, а мы давали концерт. Со временем в этих концертах стали выступать одаренные дети, которые были уже учениками выпускников Оксаны Григорьевны, преподававших в детских музыкальных школах. Таким образом мы передавали эстафету памяти молодому поколению, следуя традициям нашей консерватории. В 90-х годах в этих концертах вместе со мной выступала моя дочь, Оксана Шкурат, окончившая в 1993 году вокальный факультет Киевской консерватории по классу профессора Татьяны Николаевны Михайловой и по камерному классу – нар. артистки Украины Л.И. Остапенко.

Оксана принимала активное участие в Международных фестивалях музыки MusicFest и в фестивалях «Премьеры сезона», где с увлечением исполняла произведения современных украинских и зарубежных композиторов. Приезжавшие на фестивали зарубежные авторы вокальных циклов выражали нам с Оксаной глубокую благодарность и восхищение красотой исполнения.

Оксана Андреевна Шкурат, певица.

Самым интересным был вокальный цикл нашего украинского композитора Юлия Мейтуса на стихи Анны Ахматовой. Цикл состоит из четырех романсов, несущих драматические, а порой и трагические, коллизии бессмертных поэзий. Музыкальное воплощение требует большой эмоциональной нагрузки и психологической глубины.

Оксана Шкурат выступала на этих фестивалях и с ансамблями, и с симфоническим оркестром.

Вместе с пианисткой Еленой Арендаревской они впервые исполнили романсы нашего выдающегося украинского композитора Виталия Дмитриевича Кирейко на стихи М. Рыльского, получив благословение самого автора.

Весной 1995 года я получила приглашение от профессора Института международных отношений Сергея Борисовича Бураго принять участие в организованном им ежемесячном международном научно-художественном журнале на сцене – «Collegium». Каждый номер журнала – чудесный синтез литературы, истории, поэзии, философии и музыки – удивительно интересен и для участников, и для слушателей.

Главной персоной, объединяющей нас всех, был, конечно, Сергей Борисович – главный редактор журнала и его бессменный ведущий, крупный лингвист, исполненный ума, эрудиции, таланта и обаяния. Он сидел на сцене, свет настольной лампы придавал особую теплоту и доверительность, а его голос действовал совершенно завораживающе на присутствующих. Вечера проходили ежемесячно в Доме актера, и мы всегда с нетерпением ждали этих встреч с Прекрасным.

Необычайно увлекательно преподносил Сергей Борисович творчество разных поэтов – великих А.С. Пушкина и Т.Г. Шевченко, любимого Александра Блока, испанского поэта Гарсии Лорки и других. Я подбирала романсы на эти тексты и вместе со своими консерваторскими студентами выступала на сцене в переполненном зале. Звучали романсы А. Даргомыжского, М. Глинки, П.И. Чайковского, С. Рахманинова, Н.В. Лысенко, В.С. Косенко, Ю. Мейтуса, Марка Минкова, Микаэла Таривердиева. Всегда публика очень тепло принимала молодых исполнителей, для которых эта сцена становилась порой первыми счастливыми театральными подмостками, где студенты приобретали необходимый исполнителю сценический опыт.

Первыми участниками были: Оксана Шкурат, Олег Мельниченко, Игорь Пономаренко, затем Вадим Солодкий и Олег Чернощеков, Татьяна Лебединцева, Руслана Шишкина и Леся Ковалева.

Вскоре я порекомендовала для участия на вечерах в этом журнале прекрасную пианистку Ольгу Анищенко, ученицу выдающегося музыканта Оксаны Григорьевны Холодной. К тому времени Ольга уже стала дипломантом международного конкурса пианистов в Орлеане (Франция). Высокий профессионализм и большой репертуар классической и современной музыки навсегда покорили сердца слушателей, и Ольга стала постоянной артисткой журнала «Collegium». Постепенно круг исполнителей расширялся.

Интереснейшие литературные композиции на стихи М. Цветаевой и Б. Пастернака представляла актриса Елена Чекан. Выступали молодые поэты, среди них – энергичный и загадочный Дмитрий Бураго.

Притягательными были выступления профессора Киевского университета им. Т.Г. Шевченко Сергея Борисовича Крымского, посвященные культуре Киевской Руси. За 6 лет участия в журнале мы познали для себя много нового и удивительно прекрасного. Темы никогда не повторялись, а исполнители всегда преподносили новые программы.

***

В 2015 году музыкальная общественность Киева отметила 100-летний юбилей со дня рождения О.Г. Холодной – выдающегося музыканта, доцента кафедры специального фортепиано Киевской консерватории им. П.И. Чайковского. Концерты ее памяти прошли в Малом зале Национальной музыкальной академии Украины, в Украинском культурном фонде, Малом и Большом колонном зале им. Н.В. Лысенко Национальной филармонии Украины. В этом большом концерте участвовали: дочь Оксаны Григорьевны, прекрасная пианистка Елена Холодная, ее муж, превосходный скрипач Борис Громов, симфонический оркестр Украинского радио (дирижер народный артист Украины В. Шейко), хоровая капелла (солистка – засл. артист Украины Сусанна Чехоян).

***

Минули десятилетия, и мы теперь особенно глубоко чувствуем и понимаем, что семья Холодных – это живительный оазис высочайшей духовности, и все ее члены внесли неоценимый вклад в сокровищницу отечественной культуры, науки, искусства и просвещения. Жизнь семьи – это отражение истории нашей страны с ее трагическими, героическими и созидательными периодами.

***

15 декабря 2017 года в Музее-квартире В.С. Косенко по моей инициативе и по приглашению заведующего музея В.Г. Мудрика ученики О.Г. Холодной провели вечер памяти своего любимого педагога. Ведущая вечера – засл. артистка Украины, солистка Национальной филармонии Нелида Афанасьева. Она интересно рассказала о семье Холодных, члены которой были выдающимися деятелями культуры и науки. Затем с воспоминаниями выступила К.И. Шамаева, доктор искусствоведения, профессор НМАУ им. П.И. Чайковского.

Мои воспоминания прочла Людмила Корбут, преподаватель Киевской детской школы искусств № 5 им. Л. Ревуцкого (моя ученица в этой школе в 60-х годах).

В концерте приняли участие пианисты: Елена Холодная, лауреат международных конкурсов, старший преподаватель Института музыки им. Р. Глиэра Ольга Анищенко, солистка Национальной филармонии Инна Порошина, преподаватель музыкальной школы № 38 Елена Арендаревская.

Зал был полон слушателей. Очень трогательно прозвучали выступления учеников музыкальных школ № 5 и № 20.

15 декабря 2018 г., Музей-квартира В.С. Косенко. Вечер памяти выдающихся музыкантов, преподавателей консерватории сестер Натальи и Оксаны Холодных. На одной из фотографий, расположенных в музее, запечатлен В.С. Косенко с группой своих студентов. Среди них – молодая Наталья Холодная (1936 г.)

О необыкновенном жизненном и творческом пути Натальи Григорьевны очень содержательно рассказала проф. К.И. Шамаева. Потом состоялся концерт, в котором выступили: Инна Порошина, Ольга Анищенко и ее выпускники, а также ученики педагогов ДМШ: Н.В. Василюк, Л.В. Корбут, Р.Ш. Рамазановой.

28 февраля 2019 года там же состоялся концерт «Українська народна пісня в обробці композиторів Б. Лятошинського та Валентина Сильвестрова». Исполнители: артисты Национальной хоровой капеллы «Думка», концертмейстер засл. артистка Украины Татьяна Королева, выпускница класса доцента О.Г. Холодной.

28 февраля 2019 г. Киевская мэрия утвердила решение о присвоении имени Оксаны Григорьевны Холодной музыкальной школе № 26. Директор школы Тамара Петровна Семченко – ученица Оксаны Григорьевны.

5 марта 2019 г.

***

В течение века остается неугасимым интерес людей разных поколений к творчеству легендарной актрисы-красавицы Веры Холодной. «Королевой немого кино» назвал ее в расцвете ее таланта и славы тогда еще молодой, а впоследствии знаменитый певец и поэт Александр Николаевич Вертинский.

Вера Васильевна Левченко родилась 5 августа 1893 года в Полтаве, в семье учителей словесности. Через два года семья уехала в Москву, где Вера училась в гимназии. Вскоре по окончании учебы она вышла замуж за Владимира Холодного и взяла фамилию мужа.

В 1915 году она снялась в фильме Евгения Бауэра «Песнь торжествующей любви» и приобрела огромную популярность. За четыре с лишним года кинематографической жизни Вера Холодная снялась примерно в пятидесяти картинах. Последние полгода жизни актриса провела в Одессе, где скончалась 16 февраля 1919 г. от так называемого «испанского гриппа», эпидемия которого унесла в ту пору жизни миллионов людей. В 1914 г. началась Первая мировая война. Владимир Холодный идет защищать свою страну. Получает ранение. В вихре Гражданской войны он, офицер Белой армии, погибает.

***

Интереснейшая статья о родословной семьи Холодных и о многогранной одаренности творческой личности Оксаны Григорьвны принадлежит перу ее дочери, Елены Холодной, талантливой пианистки, педагогу и концертмейстеру Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского.

Статья помещена в сборнике «Київська фортепіанна школа. Імена та часи», изданном к столетию НМАУ (Київ, 2013 р., Міністерство культури України, НМАУ, стор. 288–293).

Трепетно-восторженная статья, исполненная глубочайшей любви и уважения, благодарности и радости творчества в классе своего педагога, тонкого мызыканта-художника О.Г. Холодной написана поэтичной Инной Порошиной, солисткой Национальной филармонии Украины. Статья называется «Бастион гармонии (памяти Оксаны Григорьевны Холодной)». Помещена в этом же сборнике, стр. 306–316.

***

Евгений Михайлович Сливак (1899–1969)

31 октября 2019 г. исполняется 120 лет со дня рождения блестящего пианиста, профессора кафедры специального фортепиано Киевской консерватории им. П.И. Чайковского Евгения Михайловича Сливака. Дань уважения и памяти воздаст Национальная музыкальная академия Украины. В этом концерте будут принимать участие молодые пианисты, студенты консерватории и учащиеся музыкальной десятилетки им. Н.В. Лысенко Это будут уже третье и четвертое поколения учеников, последователей школы нашего почитаемого профессора – Е.М. Сливака.

31 октября 1999 г. консерватория отмечала его столетний юбилей. Организатором вечера в Малом зале консерватории был яркий ученик Евгения Михайловича, доцент фортепианной кафедры консерватории, заведующий фортепианным отделом музыкальной десятилетки им. Н.В. Лысенко, прекрасный пианист Даниил Романович Юделевич. Этот концерт, состоявший из двух отделений, был интересным. Играли ученики Евгения Михайловича: доценты консерватории Ия Сергеевна Царевич, Аза Константиновна Рощина, сам Даниил Романович Юделевич. Была приглашена и я.

Выступила я со своей дочерью, певицей Оксаной Шкурат. Мы исполнили два романса С. Рахманинова – «Молитва», стихи Плещеева из Гете, и «Перед иконой», стихи В. Голенищева-Кутузова. Эти романсы – совершенство музыкального воплощения поэтического текста. Это трагедия и глубокое раскаяние страдающей души.

Выступили достойно, завершив первое отделение концерта.

Все участники играли с волнением и вдохновением. Молодую «поросль» представляли ученики класса Д.Р. Юделевича и Ирины Бариновой – педагога музыкальной десятилетки, ученицы Даниила Романовича. От консерваторского студенчества прекрасно играл Андрей Кунтасевич.

Судьбе было угодно, чтобы этот концерт стал последним, на котором все вместе играли ученики Евгения Михайловича.

Через десять лет, 31 октября 2009 г. в Малом зале НМАУ состоялся вечер памяти, посвященный 110-й годовщине со дня рождения Е.М. Сливака.

О жизни и творческой деятельности Евгения Михайловича рассказала его последняя выпускница, доктор искусствоведения Валерия Дмитриевна Шульгина.

И в этом концерте принимала участие молодежь – студенты консерватории и музыкальной десятилетки им. Н.В. Лысенко.

Жизнь продолжается.

На всех этих концертах присутствовал сын Евгения Михайловича, академик Анатолий Евгеньевич Сливак, бесконечно любящий и почитающий своего отца.

В 80-х годах прошлого столетия два ученика и последователя Е.М. Сливака, педагоги КСМШ им. Н.В. Лысенко Д.Р. Юделевич и М. Карафинка написали замечательную исследовательскую статью о методике преподавания Евгения Михайловича и его общественной и административной деятельности – «Евгений Михайлович Сливак – выдающийся представитель украинской пианистической школы».

В течение прошедших десятилетий эта статья публиковалась в различных изданиях, посвященных музыке.

Приведу небольшой отрывок из этого значимого исследования.

«Е.М. Сливак много лет отдавал свои силы воспитанию творческой молодежи. Он выпустил немало отличных музыкантов-специалистов, которые успешно работают в концертных организациях, конскрваториях и других учебных заведениях.

Все ученики Евгения Михайловича Сливака, независимо от продолжительности обучения в его классе, почувствовали на себе благотворное влияние его личности.

Это такие пианисты, как Р. Тамаркина, В. Селивохин, Р. Бакст (лауреат IV конкурса им. Ф. Шопена, Польша), группа педагогов высшего и среднего звеньев музыкального образования: О. Холодная, В. Сагайдачный, А. Рощина, И. Царевич, К. Шамаева, Н. Холодная, Н. Дериновская, Л. Каверина, И. Дудченко, В. Родзивон, В. Шульгина, О. Орлова, В. Ермаков, И. Скоробогатова, авторы этой статьи – Киев, известный музыковед Михаил Бялик – Ленинград, А. Витовский – Донецк, В. Коваленко – Новосибирск, Скорнякова (Кульминская) – Москва, Г. Вахновская – Львов, и много других.

Свой огромный творческий труд Е.М. Сливак объединял с общественной и административно-организационной работой. Эрудит, глубоко принципиальный, с твердыми моральными принципами и одновременно необыкновенно добрый и скромный человек, Евгений Михайлович имел большой авторитет и пользовался полным доверием в коллективе консерватории, любовью и уважением своих коллег и учеников. Этот авторитет основывался на настоящем профессионализме и чудесных духовных качествах.

Известна высокая оценка его деятельности Г. Нейгаузом, А. Гольденвейзером, А. Луфером, Л. Ревуцким, В. Косенко и многими другими известными выдающимися деятелями.

И теперь, спустя много лет (Е.М. Сливак умер 14 февраля 1969 г.), мы помним этого чудесного музыканта и педагога, настоящую личность высокой культуры».

(Приведенный выше текст – отрывок из статьи Д. Юделевича и М. Карафинки, опубликованной в сборнике «Київська фортепіанна школа. Імена та часи. До 100-річчя Національної музичної академії України імені П.І. Чайковського», Киев, 2013 г., стр. 160–173).