…..Введение
…..В 2019 г. мировая научная община понесла невосполнимую утрату. Ушел из жизни выдающийся американский социолог, политолог и философ Иммануил М. Валлерстайн. Одним из главных достижений ученого является инновационная макроуровневая и долгосрочная социально-экономическая теория, которую он называет мир-системным подходом. Работая над своей парадигмой, ученый творчески синтезирует такие концепции и теории других ученых и мыслителей, как сравнительная теория цивилизаций, Школа «Анналов», марксистская традиция и теория зависимости. Мир-системный подход предлагает ряд логичных объяснений различных актуальных проблем нашего времени. Возможно даже полагать, что Иммануил М. Валлерстайн разработал и представил долгосрочную историософскую и всемирно-историческую парадигму последних 500 лет.
…..В том же, 2019 г., исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося российского и американского социолога, историка и философа Питирима Александровича Сорокина. Если следовать научной классификации социологических и обществоведческих теорий П. А. Сорокина, можно утверждать, что мир-системная парадигма является частью экономической ветви социологических теорий. По мнению Питирима А. Сорокина, к этой области относятся те теории, которые принимают один из так называемых «экономических факторов» в качестве независимой переменной и пытаются выяснить как его влияние, так и его взаимосвязи с другими социальными явлениями. В случае мир-системного подхода таким экономическим фактором является разделение труда между ядром, полупериферией и периферией. Следовательно, можно утверждать, что мир-системная парадигма относится главным образом к области экономической социологии. Однако, смог ли Иммануил М. Валлерстайн создать великую философию истории?

……1. Биография.
…..Иммануил Морис Валлерстайн родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930 г. Он получает степени бакалавра искусств (1951 г.), магистра наук (1954 г.) и доктора философии (1959 г.) в стенах Колумбийского университета. В течение последующих лет он также учится за границей – в Оксфордском университете, Брюссельском свободном университете, Парижском университете VII имени Дени Дидро, а также в Национальном автономном университете Мексики. В течение ряда лет профессор Валлерстайн преподает в Колумбийском университете (1958-1971 гг.) и в Университете Макгилла в Монреале, Канада (1971-1976 гг). С 1976 г. по 2005 г. ученый возглавляет Центр имени Фернана Броделя по изучению экономики, исторических систем и цивилизаций при Университете штата
Нью-Йорк в Бингемтоне. В 1994-1998 гг. Иммануил Валлерстайн – президент Международной социологической ассоциации. Мыслитель является заслуженным профессором социологии в том же, Бингемтонском университете, до ухода на пенсию в 1999 г. С 2000 г. до своей кончины в 2019 г. Иммануил Валлерстайн был старшим научным сотрудником в Йельском университете.

…..2. Ранняя мысль.
Еще со школьной скамьи Иммануил проявляет огромный интерес к неевропейскому миру [1, С.XVI], и большинство его ранних публикаций относятся к постколониальной Африке. Мир-системный анализ зарождается в начале 1970-х годов как новый взгляд на социальную реальность. [2, С.1]. Ученый представляет свои взгляды в энциклопедического масштаба труде под названием «Мир-Система Модерна», который выходит в четырех томах в период с 1974 г. по 2011 г. В 1975 г. первый том серии получает престижную премию имени Сорокина Американской социологической ассоциации.

…..3. Мир-системный подход.
…..3.1. Описание.
…..В одной из своих ныне «классических» работ Иммануил Валлерстайн определяет термин «мир-система» как «целостность с единым разделением труда и несколькими культурными системами». [3, С.75]. Ученый вводит концепцию мировой системы как единицы анализа мировой истории вместо государств, наций, народностей и других традиционных группировок [4, С. XI].
…..По словам ученого, современная мир-система зарождается в Западной Европе и Америке в XVI веке. Сначала Голландия, затем Великобритания и Франция лидируют в ее постепенном распространении, пока к XIX веку она не охватывает практически все регионы планеты. Наиболее характерной чертой современной мир-системы является ее разделение на высоко-индустриализированное ядро, умеренно развитую полупериферию и слаборазвитую периферию. Полупериферия, играя роль периферии по отношению к ядру и ядра в отношении ​к периферии, включает к концу XX века Восточную Европу, Китай, Бразилию и Мексику [2, C.29-30].
…..По мнению ученого, капиталистическая мир-система испытывает ряд структурных дисбалансов, которые, не без воздействия так называемых антисистемных движений, могут в будущем привести к ее упадку [3, С.71-105].

.3.2. Влияния.
…..Ученый отмечает, что, как и любое другое перспективное направление, мир-системный анализ основывается на более ранних аргументах и творческих идеях [2, С.1-2]. Если так, предпримем попытку «деконструировать» интеллектуальную парадигму ученого. Внимательный читатель сможет легко выделить ряд интеллектуальных влияний в научной доктрине Валлерстайна, в том числе сравнительную теорию цивилизаций, Школу Анналов, марксистскую традицию, а также теорию зависимости.

…..3.2.1. Сравнительная теория цивилизаций.
..Мир-системный подход к истории имеет определенное число общих фундаментальных характеристик со сравнительной теорией цивилизаций. Так, например, как цивилизационная, так и мир-системная парадигмы рассматривают мировую историю в единицах, превосходящих традиционные социально-исторические категории. Валлерстайн замечает в этой связи: «Мир-системный анализ означал, прежде всего, замену стандартной единицы анализа, которой является национальное государство, «мир-системной» единицей анализа [2, С. 16]».
…..Американский политолог и цивилизационный компаративист Дэвид Уилкинсон отмечает, что, хотя сравнительная теория цивилизаций имеет тенденцию быть более ориентированной на культурные, а мир-системный подход – на экономические феномены, явления, которые они изучают, по сути, одни и те же, и даже предлагает объединить обе теории в одну [5, С. 257-258]. К тому же, мир-системный подход обязан некоторыми своими основными понятиями и даже терминологией видному французскому цивилизационному компаративисту Фернану Броделю (который также является одним из ведущих представителей Школы Анналов) [2, С. 18].

…..3.2.2. Школа Анналов.
…..Историографическая Школа Анналов получила свое название в честь научного журнала «Annales d’histoire économique et sociale». В этом основанном группой французских историков в 1920-х годах научном направлении акцент делается на долгосрочные (longue durée) тенденции, географические реалии, а также на социальные и экономические темы. Соответственно, в своей классической книге «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (1949 г.) Фернан Бродель использует идеи из других общественных наук, выводит на первый план географические феномены, экономические и долговременные тенденции, а также сводит к минимуму важность конкретных событий и деятельности отдельных исторических персонажей. Еще более ярко выражены экономические темы в трехтомнике Броделя под названием «Цивилизация и капитализм». Поэтому неудивительно, что один из существенных терминов мир-системной парадигмы был заимствован из его творческого наследия (oeuvre). Совершенно очевидно, например, что наиболее важный термин мир-системного подхода – мир-система – является производным от термина «мир-экономика» Фернана Броделя [6, С. 39].

…..3.2.3. Марксистская традиция.
…..Для дальнейшего обоснования своей мир-системной доктрины Иммануил Валлерстайн обращается к методу социально-экономического анализа, который рассматривает классовые отношения и социальные конфликты, используя материалистическую интерпретацию исторического развития, а также придерживается диалектического взгляда на социальную трансформацию, то есть марксизм [7, С. X-XI].
…..По мнению американского социолога, экономиста и историка Роберта Хейлбронера, в своих работах Карл Маркс разрабатывает абстрактную модель капитализма, а затем пытается доказать его неизбежное самоуничтожение [8, С. 172]. Как и Маркс, Иммануил Валлерстайн предпринимает попытку разработать общую схему всемирно-исторического развития за последние 500 лет (с XVI века до настоящего времени), главным образом, с экономической точки зрения. Подобно Марксу же, мыслитель предсказывает, что капиталистическая мир-система движется к своему аутодафе [3, С.71-105].

…..3.2.4. Теория зависимости.
…..Еще один корень системного подхода уходит в теорию зависимости. Депендисты постулируют, что ядро ​​богатых, промышленно развитых государств получает прибыль за счет (как правило, удаленных от лидирующих в ту или иную эпоху центров) слаборазвитых и бедных стран. [2, с. 11-12]. Неудивительно, что мир-системный подход заимствует ряд терминов и понятий из теории зависимости, например, промышленно развитое ядро, полупериферия и периферийные зоны или регионы.

…..4. Наследие.
…..Иммануил Валлерстайн разрабатывает инновационную макроуровневую и долго­временную социально-экономическую теорию, которую он называет мир-системным подходом. Работая над своей парадигмой, ученый творчески синтезирует концепции и теории других ученых и мыслителей, такие, например, как сравнительная теория цивилизаций, Школа Анналов, марксистская традиция и теория зависимости.
…..Мир-системный подход предлагает ряд логичных объяснений различных актуальных проблем нашего времени. Американский социолог Фрэнк У. Элвелл, например, считает ученого одним из немногих современных теоретиков, которым удалось разработать действительно макросоциологическую теорию [9, С.VII-VIII]. Идеи ученого влияют на определенное количество современных школ мысли, таких как, например, российская школа глобалистики [10, C.43-44]. Концепции Валлерстайна оказывают влияние на некоторые аспекты компаративной цивилизационной парадигмы, созданной польским и американским ученым Эндрю Тарговским. [11, С.23; 12, С.30]. Можно даже полагать, что Иммануил Валлерстайн разработал и представил долгосрочную историософскую и всемирно-историческую парадигму последних 500 лет.
…..Так ли это? Обратимся снова к истории великих философско-исторических систем. В том же, 2019 г., исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося российского и американского социолога, историка и философа П.А. Сорокина. В своей классической монографии «Cовременные социологичеcкие теории» (1928 г.) автор подразделяет современные ему социологические учения на ряд классов, которые включают, например, механистическую, синтетическую, географическую, биологическую, био-социальную, cоциологическую, психологическую и др. школы, а также их разновидности. Этот обзор основных типов социальных теорий конца XIX – начала XX столетий предпринят с целью установить, насколько они научно достоверны [13, C. 119].
…..Известный американский социолог Роберт. К. Мертон подчеркивает: «Фактом является, и это широко признано американскими социологами, что ни одна другая книга не превосходит по всем своим параметрам труда Сорокина… В свет вышло полдюжины или более историй социальной мысли после авторитетного сорокинского тома. Однако, за охваченный сорокинским трудом период, ни одна из них не содержит подобного количества поразительно всеохватывающих деталей о трудах социологов и социальных мыслителей» [14].
…..Если следовать научной классификации социологических и обществоведческих теорий П. А. Сорокина, можно утверждать, что мир-системная парадигма является частью экономической ветви социологических теорий. По словам Питирима А. Сорокина, к этой отрасли относятся «те теории, которые взяли один из так называемых «экономических факторов» в качестве независимой переменной и попытались выяснить его влияние или его взаимосвязь с другими социальными явлениями». [15, С. 514]. В случае мир-системного подхода таким экономическим фактором является разделение труда между ядром, полупериферией и периферией. Проанализировав ряд подобных теорий, Питирим
А. Сорокин, помимо других выводов, постулирует:

… (4) Исследования многих ученых показали, что так называемые экономические условия связаны с различными и многочисленными социальными явлениями. По этой причине при интерпретации или анализе социальных явлений их нельзя игнорировать (5). Во многих областях общественные науки могут теперь показать не только, существует ли корреляция определенного социального явления с определенным экономическим условием, но даже степень или коэффициент корреляции (6). Эти коэффициенты показывают, что едва ли существует какое-либо социальное явление, которое можно было бы идеально соотнести с экономическим фактором. Некоторые из них превосходно соотносятся с экономическим фактором. Некоторые из них взаимосвязаны довольно ощутимо; другие лишь незначительно, а иные не демонстрируют какой-либо заметной корреляции. Это означает, что никоим образом нельзя принять экономический фактор за всесильную, первичную или конечную причину или даже за единственную «стартовую точку», в то время как все остальные факторы «только зависят» от нее (7). Этот вывод становится еще более обоснованным, если принять во внимание, что социальные явления хотя и взаимозависимы, однако, зависимы не односторонне. По этой причине продемонстрированная характером корреляций несамостоятельность экономического фактора становится еще более значительной, если мы примем его как «функцию» и покажем его зависимость от других факторов, принимаемых в вышеупомянутых исследованиях как «просто функции». Так поступают другие социологические школы, которые имеют логическое и фактическое право действовать таким же образом, как поступают интерпретаторы экономических феноменов. … [15, c. 598].

…..Выводы

  1. …..Предыдущий анализ показывает, что в своих работах Иммануил Валлерстайн представляет оригинальную, глубоко разработанную макроуровневую социологическую теорию, исследующую, в основном, экономическую подоплеку и реалии современного экспоненциально глобализирующегося мира.
  2. В мир-системной парадигме ученого возможно легко различить ряд интеллектуальных влияний, которые, например, включают сравнительную теорию цивилизаций, школу Анналов, марксистскую традицию, а также теорию зависимости.
  3. Согласно Иммануилу Валлерстайну, фундаментальной чертой его мир-системного подхода является экономический фактор разделения труда между ядром, полупериферией и периферией. Следовательно, можно утверждать, что мир-системная парадигма отно­сится, главным образом, к области экономической социологии.
  4. Однако, смог ли ученый создать великую философию истории? По всей видимости, только время даст окончательный ответ.

…..СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Wallerstein I. The Essential Wallerstein. New York: The New Press, 2000.
  2. Wallerstein I. World-Systems Analysis: An Introduction. Durham and London: Duke University Press, 2007.
  3. Wallerstein I. The Rise and Future Demise of the World Capitalist System: Concepts for Comparative Analysis // Wallerstein I. The Essential Wallerstein. New York: The New Press, 2000.
  4. Wallerstein I. The Modern World-System: Capitalist Agriculture and the Origins of the European World-Economy in the Sixteenth Century. New York, San Francisco, London: Academic Press, 1976.
  5. Wilkinson D. Civilizations are World Systems! // Civilizations and World Systems: Studying World-Historical Change / Stephen K. Sanderson, editor. Walnut Creek. London. New Delphi: Altamira Press, 1995.
  6. Braudel F. Civilization and Capitalism: 15th-18th Century. Volume III. The Perspective of the World. New York: Harper & Row, Publishers, 1984.
  7. Marx K. Das Kapital: A Critique of Political Economy. Washington, DC: A Gateway Edition, 2000.
  8. Heilbroner R. The Worldly Philosophers: The Lives, Times, and Ideas of the Great Economic Thinkers. New York: Time Incorporated, 1961.
  9. Elwell F. Macrosociology: Four Modern Theorists. Boulder. London. Paradigm Publishers, 2006.
  10. Глобалистика. Персоналии, организации, издания: энциклопедический справочник; гл. ред., сост. И.В. Ильин, И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М.: Альфа-М, 2012.
  11. Targowski A. Information Technology and Societal Development, Hershey, PA & New York: Information Science Reference, 2009.
  12. Targowski A. Global Civilization in the 21st Century. New York: Nova Publishers, 2014.
  13. Алалыкин-Извеков В.Н. Философско-исторические воззрения П.А. Сорокина: генезис и эволюция: монография. – Томск: Томский ЦНТИ, 2017.
  14. Merton R. Reviewer’s Quote on the Cover // Sorokin P. Contemporary Sociological Theories: Through the First Quarter of the Twentieth Century. New York: Harper & Row, Publishers, 1956.
  15. Sorokin P. Contemporary Sociological Theories through the First Quarter of the Twentieth Century. New York, Evanston and London: Harper Torchbooks, 1956.