Жизнь этого музея, так радостно и празднично открытого в 2013 году, была резко и грубо оборвана в 2014… Мы – семья и друзья – поэта семь лет работали над строительством и экспозицией. И у нас хорошо получилось. Музей был построен в городе Старый Крым, рядом с Коктебелем и Кара-Дагом. Место было выбрано не случайно. На Кара-Даге прошла юность Леонида Вышеславского. Там на биостанции в начале 30х годов работал отчим будущего поэта биолог Леонид Гаврилович Платонов.

Замечательная атмосфера биостанции повлияла на всю творческую жизнь Леонида Вышеславского. Там он со страстью полюбил природу и там же проникся глубоким интересом к зоркой и кропотливой работе ученых. И то и другое будет частым содержанием его стихов. Вместе с отчимом Леонид совершал длинные переходы в крымских горах, ходил пешком в гости к Максимилиану Волошину в Коктебель, а также к друзьям отчима в Старый Крым. Затем в течении всей жизни Леонид Вышеславский регулярно ездил в Коктебель, а еще позже, когда в Старом Крыму поселился наставник его юности Григорий Петников, и в Старый Крым. Вместе с Петниковым они вспоминали далекие дни в Харькове, где бурлила творческая жизнь, где были группы украинских и русских футуристов, литературные баталии, художественные выставки… Словом, Старый Крым был выбран для музея не случайно. И содержание музея посвящено длинной литературной жизни поэта. Есть зал, отведенный литературному Харькову 20х и 30х годов. В этом большом зале развернута экспозиция, посвященная жизни и творчеству поэта Григория Петникова, а также его дружбе с Велемиром Хлебниковым и многими другими поэтами и художниками, представителями русского и украинского авангарда, жившими тогда в Харькове. Уникальное собрание фотографий и книг того времени. Серия цитат из «Воззвание Председателей Земного шара», подписанного Велемиром Хлебниковым и Григорием Петниковым. Эти цитаты – произведения калиграфии в стиле футуризма – исполнил киевский художник Александр Миловзоров. Колекцию футуристических книг собирал сам Леонид Вышеславский. Портреты многих украинских поэтов того времени были созданы Анатолием Петрицким. Нам удалось собрать фотографии всех этих работ. Есть в этом зале и подарок Леониду Вышеславскому от самого Давида Бурлюка: старый французский этюдник. Есть подарки музею от французского исследователя украинского футуризма Жана-Клода Маркаде – серия монографий и альбомов. Еще в этом зале одна стена посвящена харьковской юности Леонида Вышеславского, а вторая –жизни и творчеству его дяди, украинского писателя Юрия Платонова, ближайшего друга Майка Йогансена. Во втором зале экспозиция посвящена биостанции на Кара-Даге, детству и отрочеству Леонида Вышеславского и людям, которые его тогда окружали. В этой комнате выставлены коллекции отчима Леонида Вышеславского, биолога Леонида Гавриловича Платонова. Это был интереснейший человек, и он оставил прекрасную коллекцию фотографий, сделанных еще на стеклах, во время своего участия в экспедиции по Армении Левинсона Лессинга. Еще есть его коллекция минералов, часть его библиотеки, научный инвентарь и т. п. Очень интересны его фотографии Биостанции на Кара-Даге 30 годов. Третья комната – это реконструкция кабинета Леонида Вышеславского, где в фотографиях представлена литературная жизнь 50х, 60х и 70х годов. Есть комната, посвященная современным поэтам, лауреатам литературной премии Леонида Вышеславского «Планета поэта». В фондах собран обширный материал.

И вот с 2014 года музей пришлось закрыть, так как теперь мы там «иностранцы» и вести какую-нибудь самостоятельную культурную деятельность не имеем права.

 

Ну что ж, музей физически закрыт. Но работа его продолжается. Самые ценные экспонаты мы перевезли в Киев и продолжаем работать с архивами. Среди многих интересных открытий есть рукопись «Воспоминания», которые никогда не публиковались. Их можно было бы назвать воспоминаниями о забытых и незабываемых. Это небольшие рассказы о поэтах. Иногда рассказы переходят в спонтанную рецензию о творчестве, или превращаются в эссе. И во многих рассказах воскресает эпоха со многими бытовыми подробностями. Писались эти рассказы в разное время, но собраны они вместе самим Леонидом Вышеславским.