Мария Семеновна Тилло родилась в Коростышеве Житомирской области – городке, несмотря на нынешний его будничный облик, старинном: керест по-древнерусски означает камень, т. е., некогда это был город значительный, окруженный каменной стеной. Предки ее по материнской линии еще с дореволюционных времен были учителями, причем преимущественно филологами. Филологом была и мать, Надежда Леонидовна, которая стала ее первым наставником в жизни и слове; в два года она уже разговаривала сложноподчиненными предложениями, а во втором классе прочитала «Войну и мир» Л. Толстого (правда, только первых два тома). Отец же – известный украинский филолог, культуролог, религиовед и теолог Семен Дмитриевич Абрамович – способствовал пробуждению в ней чувства слова поэтического.

Детские годы ее прошли в романтическом, овеянном легендами Каменце-Подольском. Впоследствии семья переехала в Черновцы, один из красивейших, «австрийских» городов Западной Украины, город, восхитивший ее своей архитектурой. Училась в музыкальной школе; сама освоила гитару. В 14-летнем возрасте девочка тяжело заболела, и с тех пор ее жизнь проходила в постоянной борьбе с недугом. Тем не менее, она с отличием окончила филологический факультет и аспирантуру Черновицкого университета и защитила кандидатскую диссертацию по творчеству любимейшего своего поэта – И. Бродского. Преподавала в черновицком вузе (ЧТЭИ КНТЭУ); приняла участие в нескольких научных проектах кафедры (соавтор нескольких известных в Украине учебников и учебных пособий). Фамилию Тилло Мария стала носить в браке с потомком французско-русского рода, который прославлен благодаря выдающемуся русскому ученому-географу и государственнику А. Тилло. Органична была ее рафинированная культурность, органична и горячая, совершенно недекларативная религиозность, равно как и неизменная установка на то, чтобы никогда не причинить никому ни малейшей боли.

Она очень любила общество и, со школьной скамьи, неизменно бывала душой всяких литературно-художественных вечеров, чувствуя себя на сцене как рыба в воде. Красивая, светская, остроумная, она умела восхищать. Довольно уверенно и подчас очень оригинально рисовала. Но настоящей жизнью для нее была поэзия. Причем писала она не «сочиняя», всегда набело, и, как это ни грустно, часто вследствие обусловленных болезнью припадков в роде эпилептических: могла дрожащей рукой сразу же записать несколько стихотворений и утверждала, что они ей «продиктованы». Бывало, просыпалась ночью, чтобы записать стихи; на прикроватной тумбочке всегда лежали ручка и бумага. Исполняла собственные песни, сочиняя к ним музыку, под гитару.

Автор поэтических сборников «Я» (1998), «Alter Ego» (1999), «Терция» (2005), многочисленных публикаций в различных изданиях. Посмертно вышло полное издание произведений «Лирика» (2006). Это – сугубо философская лирика, медитация, как бы и несколько неожиданная для ее жизнелюбивой натуры. Мария очень трепетно чувствовала природу, не избегала подчас и натуралистических деталей, стремясь передать в слове неповторимое ощущение драгоценности каждого мгновения человеческого бытия. Но у нее почти отсутствуют как социальные, так и любовные мотивы. Поэтическое мироощущение Марии Тилло в значительной мере определено главной загадкой бытия: существованием Смерти. В ее творчестве присутствует особое духовное измерение – поэтическая танатология, осмысление феномена Смерти:

Радость безумная, скорость слов,
Искренность нервных небес-основ,
Необъяснимая суета –
В этом и спрятана красота

Жизни, которой-то, в общем, нет.
Все мы уйдем, не оставив след
В вечной грязи на тропах эпох:
Имя накроет зеленый мох

С меткой «Забвение»: канет в высь
Странно-красивая птица Жизнь.

Или вот еще один, написанный незадолго до кончины текст:

Поэты долго не живут
Поэтов просто не прощают:
Они в реальность воплощают
Чего в реальности не ждут.

И по наитию бредут,
Забыв дорожку в трафарете.
А потому на этом свете
Поэты долго не живут.

Это – мужественная позиция человека, который привык смотреть в лицо судьбе. И все же здесь доминирует пафос утверждения жизни как блага, счастья, – и в высоких, и в самых низменных своих проявлениях:

Радость, как сытая лошадь, навозом из рифмы
Опустошает желудок распухших мозгов.
Боги разбились об небо, ушедши из Рима –
Нет больше цокота цепких и скользких шагов.

Что это, Господи? Может быть, все-таки счастье?
Странно, как странно листать перекошенный вздор.

––––––––––

Там, впереди, на заре истлевающей власти,
Время опять открывает пустой коридор.

Умерла она в порыве молитвы, пытаясь покрепче сжать слабеющие ладони…

Огромную роль в открытии творчества Марии Тилло для широкой общественности сыграл известный киевский поэт, издатель и меценат С. Бураго. О ее поэзии одобрительно отзывались и такие мастера поэтического слова, как С. Пантюк, В. Колодий, Т. Севернюк; ее творчество исследовали известные украинские и российские ученые: П. Михед, Т. Пахарева, М. Михайлова, Г. Якушева, М. Ткачук, А. Николенко и др.; ее памяти посвящен отлично сделанный телевизионный фильм, который можно увидеть по украинским каналам (режиссер Г. Терон). На ее черновицком доме установлена – черный гранит и белый мрамор ­– мемориальная доска.